Покорение европы

Покорение европы

Как декоративное растение розу разводят уже более 5 тысяч лет. Первые очаги культуры располагались на Ближнем и Дальнем Востоке (в Персии, Китае, Японии). В Древнюю Грецию, самое раннее рабовладельческое государство Европы, роза проникла лишь спустя несколько тысячелетий.

Благоговейное отношение к цветку было не всегда и не везде. Роза - в первую очередь, любимица западной цивилизации. На Востоке она уступает пальму первенства царственному лотосу.

Запад полюбил розу сразу и без оглядки. Привезенная в Древнюю Грецию из Персии, она быстро покорила сердца древних греков, почитавших красоту в любом ее проявлении. Греки немедленно приписали розе божественное происхождение, определив ее статус как «дар бого». С возникновением этого цветка связывалось сразу несколько легенд, одна интереснее другой.

Согласно первой легенде, роза родилась из белоснежной пены во время купания Афродиты. Красота цветка настолько пленила богов Олимпа, что они опрыскали ее необычайно ароматным нектаром, дающим бессмертие. Но из-за происков завистливых богов роза потеряла дарованное бессмертие, сохранив, однако, красоту и бесподобный аромат.

По другому преданию, роза была создана богиней Флорой, пораженной стрелой неугомонного Эроса и воспылавшая к нему безответной любовью. Влюбленная Флора, видя равнодушие объекта своих мечтаний, решила сотворить цветок, который бы одновременно сочетал в себе радость и грусть, смех и слезы. Увидев результат, Фора в порыве восхищения захотела выкрикнуть имя властелина ее сердца, то есть Эроса, но в смущении запнулась и произнесла лишь "рос". Растущие поблизости травы и кусты подхватили сей слог. Так цветок, ставший плодом безутешной любви, стал называться «розой».

Существовала еще одна легенда о происхождении розы, на этот раз связанная с богиней охоты Дианой, также влюбленной в Эроса. Приревновав своего ветреного возлюбленного к нимфе Розалии, Диана лишила ее жизни, до смерти исколов шипами терновника. Найдя бездыханное тело нимфы, Эрос залился горючими слезами, от которых растущий рядом куст терновника покрылся красивыми цветками.

Первая роза была чисто-белой, как тело богини любви Афродиты или как неподдельные слезы Эроса. Возникновение красной розы древние греки неизменно связывали с кровью. Как написал Омар Хайям, «где б ни алел тюльпан и роза ни цвела, там прежде кровь царей земля в себя впитала».

В греческой мифологии существует легенда, повествующая о том, как Адонис, возлюбленный Афродиты, был смертельно ранен вепрем. Узнав ужасную новость, Афродита устремилась в рощу Пифона, где лежал умирающий Адонис. Ее путь лежал сквозь колючие розовые кусты, но Афродита не обратила на это внимание. Не заметила она и того, что шипы до крови искололи ей ноги. Кровь богини любви брызнула на цветки белоснежной розы и окрасила их в ярко-красный цвет.

Интересно, что в иранской и еврейской культуре также существуют легенды о «кровавом» происхождении красной розы. Согласно персидскому поэту (кстати, с легкой руки поэтов Персия называлась «Гюлистаном», что в переводе с персидского означает «Сад роз»), Аллах по просьбе растений создал нового повелителя цветов вместо сонливого Лотоса, «не справлявшегося со своими обязанностями». Царицей цветов стала девственно-белая

Роза с острыми шипами.
Красотой Розы были покорены все представители флоры и фауны, но особенно сильно Роза поразила воображение Соловья, который в приступе неудержного восторга прижал ее к груди, не обращая внимания на шипы. Шипы впились в тело Соловья - и на Розу брызнула кровь, окрасившая лепестки цветка в красный цвет.

Древние евреи считали, что красная роза выросла на том месте, где Каин пролил кровь Авеля.

Но вернемся к древним грекам, для которых роза одновременно была символом любви, красоты, радости и печали, а также бесконечности (благодаря многочисленным лепесткам, создававшим сложную, лабиринтообразную форму цветка). Немудрено, что при таком отношении к розе, цветок играл важную роль в повседневной бытовой и ритуальной жизни греков. Розами украшали статуи и алтари в храмах, посвященных Афродите, венки из роз посылали друг другу возлюбленные, розами убирали могилы усопших и усыпали путь победителя, возвращавшегося с войны, на лепестках розы гадали (при помощи так называемого розанного оракула). Важное место занимала роза в свадебной церемонии: чело невесты украшал венок из роз, розами убирали дверь, ведущую в дом молодоженов, а розовыми лепестками усыпали брачное ложе.

Апогея всеобщего почитания и восхищения роза достигла в Древнем Риме, где она сначала служила символом суровой нравственности и мужества, но к моменту распада Римской империи стала цветком роскоши и порока.


Первое время римляне, подобно грекам, украшали розами победителей и храбрых воинов, а также могилы и надгробные памятники. Ежегодно в Риме совершались так называемые розалии - торжества, посвященные памяти погибших воинов. Со временем розами стали украшать любой пир. Да и как украшать! Залы просто утопали в лепестках роз: на головах гостей покоились розовые венки, лепестками были усыпаны полы, столы, блюда и напитки; розами украшались даже рабы, прислуживавшие на торжестве. Хозяева не скупились на розы, так как по количеству этих цветов можно было судить о богатстве и знатности патриция, ибо розы стоили бешеные деньги. В повседневной жизни богатые римляне набивали свежими лепестками роз матрацы и подушки, украшали ими носилки, а также усыпали поверхность воды, отправляясь в морскую прогулку. Из роз готовили всевозможные яства и напитки. Более того, лепестки роз добавляли практически во все блюда. Женщины делали из роз косметические средства, а врачи - лекарственные снадобья.

В Древнем Риме роза сохранила свое значение как символа любви, но ограничилась лишь рамками порочной чувственной любви и стала неизменным спутником пьяных оргий.

Было у розы еще одно своеобразное значение: она выступала в качестве знака тайны и молчания. Древнеримская легенда гласила, что Гарпократ, бог тишины, склонил Венеру к любовному союзу. Чтобы скрыть сей постыдный факт, сын Венеры Купидон подарил Гарпократу белую розу. Присутствие укрепленной на потолке в центре зала искусственной белой розы считалось необходимым, чтобы сдерживать неосторожные излияния опьяневших гостей. Такое значение розы нашло отражение в латинской поговорке «sub rose dictum» - «сказанное под розой», то есть сказанное по секрету, не подлежащее разглашению.


Когда христианство приобрело статус официальной религии, многие реалии римской жизни были преданы осуждению и многолетнему забвению. Не избежала подобной участи и столь любимая римлянами роза. Ее перестали выращивать, поэтому к IV веку нашей эры, когда вернулась былая популярность цветка, выжили лишь наиболее выносливые сорта. Восстановила доброе имя розы христианская церковь, провозгласив ее цветком Пресвятой Девы Марии.
Согласно преданию, белые розы выросли на кусте, на котором Богоматерь вывесила просушить пеленки Христа. Христианские апологеты не преминули включить розу в ряд легенд об Иисусе Христе и в жизнеописания некоторых святых (например, святой Доротеи, святого Доминика и святого Николая). Белая розу также связывали с именем Марии Магдалины, от слез раскаяния которой алая роза потеряла цвет. Красная моховая роза упоминалась в цикле, посвященном Христу, согласно которому во мхе, росшем у подножия креста с распятым Христом и обагренном Его кровью, выросли прекрасные ярко-красные цветы.

Изначально роза росла в Эдеме, и в те времена она была без шипов. С изгнанием Адама и Евы из рая роза получила шипы как постоянное напоминание людям о грехопадении. О происхождении загнутых книзу шипов рассказывала особая легенда. Свергнутый с небес Сатана вознамерился вернуться обратно, используя в качестве лестницы дикую розу с прямыми стеблями и большими шипами. Господь узрел замыслы Сатаны и свернул стебли шиповника. В ответ рассерженный Сатана согнул шипы.
С помощью розы добропорядочные христиане могли вывести на чистую воду ведьму или оборотня. Для этого последним необходимо было прикоснуться к цветку.
Таким образом, в христианской традиции белая роза символизировала невинность и целомудрие, а красная роза - мученичество (Иисуса Христа и святых).


Особенно почитали этот дивный цветок французы. Все первоначальные достижения в области селекции розы имели место именно на территории Франции. В этой стране розу почитали настолько высоко, что право разводить цветок в своем саду имели лишь избранные. При этом они были обязаны регулярно преподносить городу дары в виде розовых венков или корзин.


В эпоху Высокого Средневековья из лепестков розы делали розовую воду, которую добавляли практически во все праздничные блюда. Четки изготавливались из тертых розовых лепестков, связанных гуммиарабиком, и назывались «le rosaire» (такое же название носили сами цветки). В дамскую моду вошли так называемые «шапель» - венки из роз, от названия которых, возможно, произошло современно слово «chapeau» - «шляпа». Довольно быстро шапель стала неизменным головным убором невесты. В XVI веке в одном из городов недалеко от Парижа возник обычай каждый год выбирать короля роз, который распространился и на другие города Франции. Так, в г. Сатенси из наиболее целомудренных девушек региона выбирали королеву роз (розьеру), которая получала денежное вознаграждение и возможность сохранять за собой полученный титул вплоть до замужества.


На Британских островах роза появилась около XIV века и стала нагрудным знаком английских королей. Самым знаменитым событием в истории Англии, связанным с розой, является Война Алой и Белой роз - борьба за престол двух знатнейших домов Британии, дома Йорков (имевшего на своем гербе белую розу) и дома Ланкастеров (избравшего алую розу). Кровопролитная распря продолжалась более 30 лет и имела серьезные последствия как для обоих домов, так и для Англии в целом. В дальнейшем был выведен особый сорт розы, как бы примиряющий два дома,- ланкастер-йоркская роза (или роза Тюдоров), которая давала красные и белые цветки на одном кусте.

В период правления английской королевы Елизаветы роза служила отличительным знаком актерского ремесла. Чтобы узнать актера вне сцены, последний должен был носить цветки розы на своей обуви.

Со временем роза стала необходимой деталью костюма английских модников и модниц, которые носили ее за ухом. Размеры цветка напрямую зависели от достатка и определяли соответствие ее господина моде: чем крупнее был цветок, тем это было моднее и шикарнее. Носили розу и зимой, и летом, причем наличие живой розы в зимний период считалось особенным шиком, так как в это время года ее было очень трудно достать. Чтобы не отставать от моды, небогатые англичане заменяли живую розу искусственной.

На рубеже Средневековья и Нового времени по всей Европе стали появляться как грибы разнообразные тайные общества, многие из которых облюбовали розу в качестве отличительного знака. Выбор розы был неслучаен, так как в мистических традициях она издавна считалась символом завершенности и совершенства. Для более точного символического толкования имело значение как окраска цветка, так и количество его лепестков. Так, красная и белая розы связывались с алхимией, голубая роза считалась символом невозможного, золотая роза - символом абсолютного успеха, роза с 7-ю лепестками - воплощением закона семеричности, установленного на небе и земле, а цветок с 8-ю лепестками символизировал возрождение, в первую очередь, духовное.


В XIX веке большую популярность приобрел «язык цветов», суть которого заключалась в том, что при помощи отдельного цветка или умело составленного букета можно было выразить то, что не могло быть передано на словах (например, в случае запретной любовной связи). Прилавки книжных магазинов были завалены словарями, толкующими язык цветов. Причем различные толкования нередко противоречили друг другу. Так что тем, для кого адресовалось послание, необходимо было изрядно помучиться, чтобы уловить его истинный смысл. При этом нельзя было поручиться, что послание было, в конце концов, понято верно. Согласно одному из подобных изданий, белая роза означает тихую печаль, желтая роза - неверность, дамасская роза - застенчивую любовь, а роза эглантерия - поэзию.

В России садовая роза появилась в XVI веке. В начале XVII века в садах Московского Кремля уже вовсю разводили махровые розы, привезенные из Германии. Широкую популярность среди дворян роза приобрела лишь в конце XVII иска при Петре I. Простому люду садовая ро-38 была незнакома.


Однако на Руси издавна знали и любили дикий шиповник, который произрастал практически на всей территории страны. Его целебные свойства были замечены довольно рано, поэтому плоды, цветки и зеленые части шиповника широко использовались в народной медицине. Шиповник считался дорогим лекарством и обменивался на атлас, бархат и собольи меха.


Метки: Информация

Похожие статьи

Строение розы

Классификация садовых роз до сих пор четко не определена. Специалисты выделяют разное количество классов...

Уход за молодыми растениями

Уход за молодыми саженцами роз